«Церковь объединяет всех не во имя достижения политических

 

или каких-то иных человеческих целей, а только

 

ради вечного спасения людей, которое начинается здесь, на земле,

 

через устроение мирной и справедливой жизни для всех»



СВЯТЕЙШИЙ  ПАТРИАРХ  КИРИЛЛ

Христианские традиции неразрывно связаны с каждым днём жизни многих людей. На все свои радости и горести люди всегда находили отклик в церкви – сюда несли младенца, чтобы окрестить его и дать имя, в церкви совершалось венчание, служители церкви освящали новый дом, благословляли в дальнюю дорогу, провожали в последний земной путь.
Если ехать из Белынич в сторону Могилёва, то при въезде в агрогородок Вишов по левую сторону нельзя не заметить руины Нежковской Петропавловской церкви.
Данный архитектурный памятник построен в 1848 году. Это была одна из двух каменных церквей в Белыничской волости. В ней совершались богослужения и после Октябрьской революции, что само по себе большая редкость для того времени. Крестовокупольная каменная церковь внешне напоминала Онуфриевскую церковь Могилёвского Свято-Никольского монастыря.
Из документов Могилёвской духовной консистории, которые хранятся в государственном историческом архиве, видно, что в конце 40-х, начале 50-х годов XIX столетия, священником Нежковской Петропавловской церкви являлся Фёдор Маковский. Один из этих документов касается обеспечения причта (причт – штат священнослужителей одного прихода, который зависит от числа прихожан и утверждается архиереем) Нежковской церкви. С 1 августа 1851 года благочинный протоиерей Яков Богданов и священник Петропавловской церкви Фёдор Маковский подали рапорт в губернский комитет о невыплате причту квартирных денег и отсутствия для причта натуральной оплаты. Могилёвский губернский комитет в проекте решения клира (клир – собрание церковнослужителей) об обеспечении Петропавловской церкви отмечает, что по штату её причт состоит из священника, дьякона, пономаря и просфорницы, а прихожанами храма являются: 160 крестьян помещика Александра Селявы, 195 – Фёклы Черняковской, 11 – Долгошицевой, 105 – Савицкой, 18 – Венцеславовича. Всего 489 человек мужского пола. В документе также отмечается, что «церковной земли по планам генерального размежевания имеется во владении причта узаконенная пропорция».
Далее губернский комитет выяснил следующее: «вместо обработки натурой десятины участка земли священнику прихожане по согласованию с настоятелем храма, который отдельным актом к проекту приложен, должны были ему ежегодно выплачивать по 50 рублей серебром в два срока – в феврале и в сентябре (до 1850 года – 30 рублей серебром). Кроме дома священника церкви принадлежат дома пономаря и просфорницы» (БГНА ф.2301, опись 1, дело №31).
В документе канцелярии начальника Могилёвской губернии от 31 ноября 1852 года строго требовалось «заставить законными методами владельцев прихожан Нежковской церкви немедленно удовлетворить священнику данной церкви платежи, как за обработку участка его земли, так и за приобретение покупной дома для него».
В 1855 году отец Фёдор умер. Его вдова Агафья терпела нужду, не имея средств для поддержки осиротелой семьи, так как, несмотря на многочисленные предписания, некоторые помещики так и не выплатили свои долги. Агафья Маковская вынуждена была обратиться за помощью к Высокопреосвященнейшему Анатолию, архиепископу Могилёвскому. Её письмо было датировано 22 августа 1855 года. Дальнейшая судьба Агафьи неизвестна.
После отца Фёдора Маковского настоятелем Петропавловской церкви был назначен священник Стефан Михайлович Бекаревич. Отец Стефан был краеведом, этнографом, изучал семейный быт, обряды и верования местных крестьян. Он по праву считается начинателем изучения исторического и духовного наследия Белыничского края.
В 60-е годы XIX столетия Стефан Бекаревич печатает этнографично-фольклорные очерки на страницах «Могилёвских губернских ведомостей», которые и по сегодняшний день сохранили свою информационно-научную ценность: «Сельские очерки. Село Нежково» (1864 год, №№31, 33, 45), «Свадебный обряд у крестьян в приходе села Нежков Могилёвского уезда» (1865 год, №13), «Взгляд на собственность» (1867 год, №29) и другие.
Петропавловская церковь являлась приходской до открытия в 1889 году нового прихода в деревне Круки, где была возведена Свято-Покровская церковь. Сюда же и пошёл служить священник С.Бекаревич. Когда-то этот приход был одним из значимых приходов на Могилёвщине. Свято-Покровская церковь являлась местом поломничества для более чем 2600 прихожан. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы там всегда проходили ярмарки и много людей съезжалось со всей области.
После Великой Отечественной войны в 1946 году по решению местной власти храм разобрали и перевезли в Вишов для строительства школы.
А Петропавловская церковь, после возведения Свято-Покровского храма, в течение 16 лет была домовой у помещиков Савицких и только в 1905 году вернула себе первоначальный статус приходской.
В 1910 году настоятель Нежковской Петропавловской церкви священник Фока Сиваков вместе с прихожанами с 18 по 24 мая занимался ремонтом церкви: была отремонтирована крыша, укреплён фундамент и произведена окраска за счёт личных средств прихожан.
Сохранилась единственная фотография Петропавловской церкви до разрушения. Сделана она в 1933 году уроженцем здешних мест Ивановым Иваном Сергеевичем, заведующим кафедрой Московского института путей сообщения, необоснованно репрессированного в 1930-е годы, расстрелянного и впоследствии реабилитированного.
Из воспоминаний Анны Филипповны Елисеевой, жительницы д.Сипайлы: «Церковь действовала и после революции. Слышался колокольный звон над рекой Вабич, совершались богослужения и церковные таинства. Я очень часто приходила в церковь, так как меня крестили в Нежковской Петропавловской церкви».
В 1941 году, во время оборонительных боев, церковь, благодаря своему удачному месторасположению, служила укрытием для советских бойцов, оттуда велся прицельный огонь по фашистским войскам. Самые значительные повреждения были получены именно тогда, во время бомбардировки немецкой авиации. После Великой Отечественной войны церковь была закрыта и использовалась как клуб, кузница, склад торфобрикета, а вскоре и совсем была заброшена и постепенно начала разрушаться.
В 2008 году была построена новая церковь, которая так же была освящена в честь святых апостолов Петра и Павла. А руины старой церкви являются немыми свидетелями истории и служат немым укором потомкам тех, кто когда-то был причастен к его разрушению.
Строительство нового храма велось исключительно за средства СПК «Колхоз «Родина» хозяйственным способом. Силами строительной бригады сельскохозяйственного кооператива за год практически закончились основные строительно-монтажные работы. По словам прораба стройки Александра Троцкого, возведение церкви стало для строителей хозяйства делом новым, но интересным.
А началось всё с креста, который две женщины – Надежда и Тамара, уроженки вишовщины – решили поставить на месте разрушенного Свято-Покровского храма, который когда-то был в соседней деревне Круки.
В 2004 году они взяли разрешение в Вишовском сельском Совете, чтобы на том месте, где стояла церковь, установить крест.
На праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 14 октября 2004 года – крест был установлен на возвышении, где ранее стояла церковь. На горку тяжело было подниматься и женщины решили обратиться к председателю правления СПК «Колхоз «Родина» Александру Михайловичу Лапотентову с просьбой сделать ступеньки на той горе. В свою очередь Александр Михайлович выступил с предложением строительства новой церкви. Так было принято решение построить новый храм в центре агрогородка Вишов. 1 июня 2006 года состоялось освящение места, отведённого под его строительство.
12 июля 2008 года, в день памяти Первопрестольных апостолов Петра и Павла, в агрогородке Вишов состоялось торжественное освящение храма. В этот же день в освящённом храме прошла и первая Божественная литургия, которую возглавил епископ Могилёвский и Мстиславский Софроний. Ему сослужили протоиерей Александр Гончарук, иерей Сергий Белоус, иерей Димитрий Коротай и протодиакон Пётр Жук.
Небольшой храм был заполнен людьми, многие из которых хотели исповедоваться и причаститься. После литургии состоялся крестный ход и молебен.
Владыка Софроний поздравил всех с праздником, отметил, что храм освятили в честь святых апостолов Петра и Павла, рассказал об их большом и важном апостольском служении и распространении Евангелия среди народов. Со словами благодарности и поздравления Владыка Софроний обратился и к тем, кто принимал участие в строительстве храма: вручил Орден Святителя Кирилла Туровского председателю правления СПК «Колхоз «Родина» Александру Михайловичу Лапотентову, наградил руководителя строительной бригады Александра Михайловича Троцкого медалью Святителя Кирилла Туровского, вручил грамоту главному энергетику СПК «Колхоз «Родина» Николаю Иосифовичу Капелюшу.
Со словами поздравления выступили присутствующие на празднике заместитель председателя Могилёвского облисполкома А.Т. Глаз, председатель Белыничского райисполкома А. Н. Воронин и председатель СПК «Колхоз «Родина» А. М. Лапотентов.
По благословению Владыки Софрония с лета 2008 года настоятелем Вишовской Петропавловской церкви является протоиерей Павел (Гончарук Павел Кондратьевич).
«Для каждого человека определён свой путь к Богу. Мы мечтаем, строим какие-то планы… И, в определённый момент может получится так, что всё, на что ты недавно рассчитывал, на что надеялся, не сбывается. Крах наступает! Одни люди бросаются в отчаяние – именно отсюда начинаются все известные социальные бедствия, другие пробуют найти свой путь решения проблем. Но, как известно, самый длинный и, как это ни странно, самый короткий путь – путь к вере в Бога. Господь всё понимает. Он посылает милость всем, потому что любовь Его – безгранична. И всё остальное зависит от каждого конкретного человека» – с такими словами обращается к своим прихожанам отец Павел.
В своё время Павел Кондратьевич окончил школу, училище, работал, служил срочную службу в рядах Советской армии. Навещая православные святыни, монастыри, которые являются источниками христианской жизни, укрепился в вере. Он окончил Московскую духовную семинарию. Служил священником в Ивановской, Минской епархиях, в Жировичах.
Дети настоятеля Петропавловской церкви отца Павла (их у него восемь: пятеро сыновей и три дочери) с детских лет воспитывались в духе православия. Поэтому для них приход к Богу стал закономерным. Сыновья служат священниками, имеют свои приходы. Две дочери замужем за священниками. И только у одной дочери муж – светский человек, инженер.
Правление СПК «Колхоз «Родина» выделило для священника новый дом в агрогородке Вишов.