• Главная
  • Персональный
    указатель
  • Именной
    указатель
  • Географический
    указатель
  • Библиографический
    указатель
  • Хронологический
    указатель
  • ФОТОГАЛЕРЕЯ
 

 

 

Тут стоял когда-то монастырь...

Раздел содержит информационные материалы по истории Белыничского кляштора кармелитов, (впоследствии Рождество-Богородицкого монастыря), с момента основания и по 1960-е годы XX ст., когда монастырь был снесен с лица земли. Так же описан современный храм в честь иконы Белыничской Божией Матери. Далее>>>

Светочи духовной жизни

В раздел вошли жизнеописания настоятелей Белыничского Рождество-Богородицкого монастыря и храма в честь иконы Белыничской Божией Матери. Далее>>>

Предивная заступница рода христианского

Раздел посвящен истории чудотворного образа Белыничской Божией Матери, с давно минувших времен и по сей день. Приводятся сохранившиеся легенды и предания, как православные, так и католические. Далее>>>

Чудесные случаи исцелений, происшедших от Белыничской иконы

Раздел приводит случаи исцелений и иных чудес, с давних времен и до наших дней, которые были засвидетельствованы и сохранились в письменных источниках. Далее>>>

ПРЕДИВНАЯ ЗАСТУПНИЦА РОДА ХРИСТИАНСКОГО

Икона представляет Деву Марию с Христом на левой руке. В опущенной правой руке Богоматери скипетр — символ царской власти. В левой руке Христа держава (тот же символ), правая — поднята в благословляющем жесте. Икона относится к одному из наиболее ранних иконографических типов — Одигитрия (Путеводительница). На иконах этого типа Богоматерь — трон и престол Вседержителя — символ победительной крепости и силы Церкви. В то же время Одигитрия — хранительница и наставница рода человеческого на его пути к Богу. Никаких письменных документов о происхождении или появлении иконы Божией Матери в Белыничах на сегодняшний день не найдено. Приходится пока довольствоваться только преданиями.

Существуют два различных предания — православное и католическое, повествующие об истории иконы.

ПРЕДАНИЯ

Православные

Версия №1

Первая из версий говорит о том, что после разгрома Киева татарскими войсками Батыя несколько монахов, взяв с собой древнюю икону византийского письма, ушли, спасаясь, в леса. Свой долгий путь они завершили на возвышенности у реки Друть — правом притоке Днепра, где и основали церковь святого Ильи Пророка и мужской монастырь. Уже в первую ночь на выбранном месте от иконы начал исходить необычный свет. Чудо повторялось и в последующие ночи, ставшие от исходящего света белыми. В память об этом чуде местечко, где был основан монастырь, якобы и получило название Белыничи (Белыночи). Позже икона была похищена монахами-кармелитами.

Версия №2

По другой версии икона была похищена католиками с ворот православного Оршанского Кутеинского монастыря и передана в кармелитский монастырь. Костел и монастырь католического монашеского ордена кармелитов обутых был основан Львом Сапегой — великим канцлером литовским в 1622 году. Считают, что фундация была знаком благодарности Богу за победу в 1618 году над войсками московского царя.

Католические

Версия №1

По одной версии икона была нарисована Ангелом на оконной ставне. В документах Могилевской духовной консистории можно найти следующее свидетельство: «Могилёвская римско-католическая духовная консистория, в отношении к Могилёвскому Преосвященному, от 31 июля 1867 года № 3805 сообщает, что ксендз Люциан Годлевский, настоятель белыничского костела, в донесении управляющему Могилевской католической епархией также приурочивает чудесное появление иконы в монастыре к 1635 году. Католики упомянули в предании, будто икона эта явилась в обитель белыничских ксендзов-кармелитов в середине ХVI века, около 1550 года. Икона как будто была написана ангелом во время чтения акафиста и потому имеет особенную светлость колорита. Но если Кармелитский Белыничский монастырь основан только в 1624 году, то, очевидно, нельзя допустить, будто икона явилась кармелитам лет за 70 раньше появления в Белыничах самих кармелитов».

Версия №2

По другой — икону написал пилигрим-живописец во время пения монахами литании Божией Матери. Живописец завершил свою работу к моменту окончания пения. Живописцем был Ангел. Иероманах Василий пишет, что в рукописях на польском языке история изложена так: «В основанном Львом Сапегой монастыре не было еще чтимого образа. Монахи прикладывали большие старания к тому, чтобы найти хорошего живописца, но так как в этих местах такого человека найти трудно, то монахи-кармелиты неоднократно возносили к Господу Богу мольбы о помощи им в приобретении образа, и молитва их была услышана. Приходит вечером к настоятелю монастыря в одежде пилигрима живописец и говорит ему и монахам: «Отцы! Долго вы заботились о приобретении образа. Я живописец: если хотите, то будете иметь образ по вашему желанию». И так как не было готовой доски, на которой можно было бы написать образ, то пилигрим взял оконную ставню и начал писать на ней образ Богоматери, а ксендзы в это время, по просьбе пилигрима, пели литанию. Не успели окончить служение литании, как и образ Богоматери с Богомладенцем был уже готов. Тогда живописец сказал монахам, что икона, которую он написал, сама себя приукрасит ризою, и стал невидим. Живописец этот был Ангел». Такое легендарное сказание, — пишет далее иеромонах Василий, — по всей вероятности, было распространено белыничскими ксендзами в среде прихожан, так как икона написана на тонкой доске и прибита гвоздями к дощатой ставне, которая могла отворяться в нишу или амбразуру, находящуюся за иконой. Ксендзы, вероятно, рассказывая эту легендарную историю, показывали богомольцам наглядно, отворяя икону в нишу, чтобы таким образом убедить как католиков, так и православных, посещающих костел, что икона действительно написана на ставне Ангелом.

Скажем, кстати, что в 1883 году в марте и в апреле месяцах по распоряжению правительства икона снята со своего места. Ее вставили в привезенный из Москвы деревянный киот, поэтому в настоящее время не может отворяться в нишу, так как завесы со ставни сняты и сама ставня урезана пропорционально самой иконе, которая и вставлена в новую раму. К сожалению, установка киота, несмотря на ее благословение, уничтожила благоговейное прежнее впечатление, производимое чудотворной иконой у богомольцев. Чудотворная икона поставлена ниже прежнего места почти на три четверти аршина, от чего вид на иконе Божией Матери потерял прежнюю живость и выразительность и не заметен издали, тогда как прежде Божия Матерь от самого входа видна была отчетливо и казалась живой.

В 1778 году в Вильно был напечатан молитвенник на польском языке. На 66-й странице молитвенника упоминается и Белыничская икона, но там не сказано, что икона написана Ангелом. А так как икона Белыничская написана не на ставне, как уже известно, а только была прикреплена к ставне, то, конечно, написана не Ангелом.

Икона была обновлена перед коронацией, которая состоялась 20 октября 1761 года. Сделавший это художник придал ей светлый колорит. Тогда же, нужно полагать, были добавлены на самой иконе скипетр, дер¬жава и короны.

Большинство историков склонны считать, что чудотворная икона в Белыничах была написана в 1634–1635 годах неизвестным художником.

Итак, вопрос о происхождении иконы представляется в таком виде.

Икона Белыничской Божией Матери происхождения православного; во время религиозной борьбы православных с католиками и униатами она досталась католическому монастырю, в котором появилась в период с 1624 по 1635 года.

Известно, что в 1635 году в Белыничах случился пожар. Сгорел и православный храм, где находилась икона, которую, чтобы спасти от огня, вынесли на улицу. И… образ пропал. Есть вероятность, что именно тогда кармелиты и украли образ.

После смерти Льва Сапеги Белыничи отошли его сыну Казимиру. Тот тоже с уважением относился к кармелитскому монастырю: алтарь в костёле он украсил серебром, а саму икону – драгоценными камнями.

Благодаря Казимиру Сапеге при монастыре была открыта печатня. А 4 октября 1634 года Белыничи получили Магдебургское право.

С 1635 года в течение целого столетия слава Белыничского монастыря постепенно возрастала. Факты чудесных исцелений от иконы объявлялись в польской печати. Кроме того, живою летописью чудотворений от Белыничской иконы служили, как теперь служат, те многочисленные привески и пластинки, которые приносились к иконе в благодарность за исцеление или просьбу об исцелении и имели форму человеческой руки, ноги, сердца. Но в 1654 году начинается большая страшная война между Россией и Речью Посполитой. Что в 1655 (1660) году, заставило местных кармелитов принять решение о спасении церковного имущества и своей главной реликвии – чудотворного образа. Было решено все эти сокровища доставить на временное хранение в Краков. Когда же повозки приблизились к Ляховичской крепости, то, как рассказывает предание, лошади остановились и не хотели идти дальше.

В этом случае увидели знак Божий и образ оставили в крепости. Через некоторое время началась почти трехмесячная осада Ляхович войсками московского воеводы Хованского. Защитники отважно отбивали каждый штурм.

Предполагается, что добавляла им мужество и силу Белыничская Божия Матерь, перед образом которой днями и ночами не утихали молитвы. Осада Ляхович была снята после победы польско-литовских войск под Полонкой 2 июля 1660 года. Не сумели потом овладеть Ляховичской крепостью и шведы, которые несколько раз пытались ее захватить. Освобождение Ляхович было приписано командиром крепости Михаилом Юрицким чудесной силе Белыничской иконы Богоматери, перед которой был исполнен благодарственный гимн «Te Deum» («Тебя, Бога хвалим»). Икона находилась в Ляховичах до 1663 года и возвращена в Белыничи.

В 1667 году русско-польская война закончилась Андрусовским перемирием, и Белыничи стали возвращаться к мирной жизни.

В 1703 году князь Казимир Огинский назначил из прибыли имения Тетерин 30 талеров ежегодно на приобретение лампадного масла для иконы.

Хозяйничали тут Сапеги, после Радзивиллы, а в самом начале XVIII века Белыничи стали собственностью шляхтичей Огинских. В первой половине XVIII в здесь в своем поместье жил Игнат Огинский с женой Еленой.

Со временем слава Белыничского образа только возрастала и кармелиты решились ходатайствовать о коронации иконы и одновременно приступили в 1742 году к постройке величественного здания костела взамен деревянного, заложенного еще Львом Сапегой, и уже не соответствовавшего его славе и богатству.

Обычай возлагать короны на образа святых возник в Риме при папе Урбане VIII. Первая церемония такой коронации иконы Богоматери совершилась в 1631 году в Ватиканском соборе. А потом коронование святой иконы было предпринято в Риме папой Иннокентием XI в 1685 году. Установлено было освящать короны в Риме и потом возлагать их на святые иконы.

После сего коронование иконы становится, формально, передачей авторитета папской власти, признанного за чудотворными иконами.

Таким образом, коронация чудотворных икон в западной церкви значит то же, что у православных канонизация святых, т. е. окончательное и торжественное каноническое признание особенной важности святой иконы, чудодейственной силы, проявляющейся через нее. После коронации икона становится общей святыней для всей римско-католической церкви.

Обычно для коронации в месте нахождения святой иконы изготавливаются короны по количеству святых ликов на ней и отвозятся в Рим. Там они освящаются и вместе с папской буллой высылаются назад для возложения на своем месте – на иконе.

Перед коронацией иконы Белыничской Богоматери католическим епископом Виленским Михаилом Зенькевичем 27 ноября 1755 года была назначена специальная комиссия для проверки фактов чудотворных исцелений от образа Богоматери.

Комиссары произвели дознание о чудесных исцелениях от Белыничской иконы, проверили их показаниями присяжных и составили следственный протокол. Комиссии Виленского епископа в 1755 году было предъявлено 9 изображений чудес Белыничской иконы:

1) написание ее ангелом;

2) осада ляховичской крепости;

3-9) изображения исцелений в 1671, 1706, 1720, 1737, 1722 годах.

Затем сделаны были две золотые короны с гербами Сапег и Огинских, украшенные драгоценными камнями и вместе со следственным протоколом о чудесных исцелениях от иконы отправлены в Рим.

В Риме показания о чудесах 19 апреля 1756 года признали достоверными, венцы были освящены папой Бенедиктом XIV и высланы обратно Виленскому епископу Михаилу Зенькевичу.

Само возложение венцов на икону отложили до 1761 года, вероятно потому, что еще не закончилась постройка величественного каменного костела и монастырских зданий, воздвигаемых на средства Сапег, Огинских, Радзивиллов и других меценатов.

В 1761 году костел был освящен, икону перед этим подновили и подрисовали. 9 сентября 1761 года перед коронацией в Белыничи с большой свитой прибыли Алёна и Игнатий Огинские, которые на то время являлись владельцами Белынич.

С 15 сентября в Белыничи начали прибывать магнатские хоругви. Прибыла надворная стоконная хоругвь великого маршалка литовского Игнатия Огинского со всеми офицерами в парадных мунди¬рах. С собой они доставили более 30 больших пушек, в том числе из Быхова.

17 сентября в парадной карете приехал в Белыничи епископ Ежи Николай Гильзен.

19 сентября после полудня, когда был дан сигнал из пушек, на крыльце костела и при триумфальных воротах заиграли капеллы, все хоругви и делегации вышли на полмили от Белынич для принятия и сопровождения корон.

В богато украшенной карете короны везли великий литовский писарь Антоний Пац, шпэвальский староста Казимир Игнатий и другие.

Впереди шествия шли 200 лошадей одной масти, затем десятки конных гусар, стоконная хоругвь полного литовского гетмана и витебского воеводы, пехота гренаде¬ров в парадных мундирах. Все хоругви войска стали перед костелом Успения Пресвятой Девы Марии, куда торжественно внесли короны.

В честь прибывших под звуки труб и литавр выстрелили сто раз из монастырских мортир.

20 октября 1761 года при большом стечении народа совершилось возложение короны на икону Белыничской Богоматери епископом Гильзеном. Для проведения праздника перед домом Огинских построили беседку с триумфальными воротами, куда была помещена икона.

Коронацию по поручению епископа Зеньковича совершил епископ смоленский Ежи Николай Гильзен. Проповедь произнес известный доминиканский проповедник – Вавжинец Овлочимский. После возложения корон икона была перенесена в храм.

Лики Богоматери и Христа Спасителя были необычайной красоты и высокохудожественной кисти. Посеребренная риза на иконе богато украшена драгоценными и полудрагоценными камнями, золотыми фермуарами, медальоном с алмазами, брошками, ожерельем и крестиками. Головы Спасителя и Божией Матери увенчаны коронами. Корона на голове Богоматери была из серебра 84-й пробы, вызолоченная, весом 2 фунта 6 лотов, увенчанная золотым – 54 пробы – крестом, унизанным по краям зернистыми алмазами, а в середине украшенным одним большим алмазом. Ниже креста имелась розетка, унизанная по краям бирюзой, усыпанная бриллиантами, из которых четыре больших, а остальные мелкие, в ее середине была брошка с изумрудом. Вверху брошки находились две малых розетки из мелких бриллиантов; в левую розетку был вставлен опал. Из этой розетки выпал один камень; на его место вставили брошку.

Под этой розеткой – украшение из бриллиантов и бирюзы, из которых верхняя алмазная плитка имела продолговатую форму. Под всеми этими украшениями – четыре меньшие розетки, из них две крайние были унизаны по краям бирюзой, имели по одному яхонту (так называли рубины и сапфиры), по одной жемчужине.

Над двумя другими розетками, усыпанными бриллиантами и имевшими по одному изумруду, находились укрепленные на шпилях аметисты. Между нижними розетками висело четыре небольших алмазных крестика с бирюзовыми камешками посередине, а под крестиками – четыре рубина и четыре маленьких жемчужных розетки с бирюзой.

Под короной, которой увенчивалась икона, располагалось пять яхонтов и четыре голубых камешка – бирюза. Венец был обложен четырьмя нитками жемчуга. На голове Богомладенца – серебряная корона (84-я проба серебра); ее вес – фунт с четвертью. Украшения на ней такие же, как на большой короне, только камни меньше и вместо опала на ней изумруд.

Чудотворная икона помещалась на высоте почти двух сажен от пола, для доступа к ней, на высоте более метра, во всю ширину алтарной апсиды была устроена площадка с перилами, справа и слева на эту площадку вели две чугунные лестницы, также с перилами.

За престолом возвышалось большое живописное изображение Спасителя во весь рост с воздетыми благословляющими руками, написанное на железной доске в форме человеческой фигуры.

Чудотворная икона помещалась на высоте почти двух сажен от пола, для доступа к ней, на высоте более метра, во всю ширину алтарной апсиды была устроена площадка с перилами, справа и слева на эту площадку вели две чугунные лестницы, также с перилами.

За престолом возвышалось большое живописное изображение Спасителя во весь рост с воздетыми благословляющими руками, написанное на железной доске в форме человеческой фигуры. Возле чудотворной иконы, по обеим сторонам ее располагались четыре огромные, гораздо больше человеческого роста, гипсовые изваяния, которые в народе называют апостолами.

Вокруг киота и на карнизах алтарной стены помещено было множество серебряных пластинок, прикрепленных к красной материи. Пластинки эти имели разнообразные формы: четырехугольные, круглые, похожие на головы, руки, ноги, сердца. Они приносились в дар иконе за исцеление и могли быть изготовлены не только из драгоценных металлов, но и из воска.

Праздник продолжался целую неделю. В нем принимали участие жители Шклова, Мстиславля, Орши, Витебска. Коронация расширила славу чудотворной Белыничской иконы Девы Марии.

В монастырь в праздники Вознесения Господня, Сошествия Святого Духа, Шкаплерной Богоматери, святого Ильи и Рождества Богородицы шли многочисленные группы паломников из Головчина, Кудина, Церковища, Эсьмон, Тетерина, Белевич, Княжич.

В этот день народу объявили о прощении присутствующим всех грехов и раздали эстампы и медальоны с изображением Белыничской Божией Матери, крестики, шкаплеры и коронки.

Владея святыней, ставшей официально чудотворной, имея в своих стенах храм – величественный снаружи и вместительный внутри, расположенный на красивом и видном месте, Белыничский монастырь со второй половины XVIII века сделался центром религиозной жизни Беларуси.

В монастыре (кляшторе) были учреждены многие и продолжительные торжества с процессиями и отпущением грехов: в праздник Вознесения Господня, в день Сошествия Святого Духа, в праздник Шкаплерной Богоматери и т. д. В означенные дни униатским священникам в Белыничах и окрестных деревнях запрещено было совершать богослужение в своих церквах. Все они были обязаны совершать крестные ходы со своими прихожанами в Белыничский монастырь. Так, сюда являлись с крестным ходом из Головчинского доминиканского монастыря, из Кудина, Церковища, Эсьмон, Тетерина, Княжиц. Для исповеди и разрешения особо тяжких грехов в монастыре постоянно находился папский нунций, который при прощении грехов ударял кающегося малым папским жезлом. К исповеди допускался каждый, вне зависимости от вероисповедания.

В фесты – сборные праздничные дни – при массовом скоплении паломников шла продажа букварей, народу бесплатно раздавались крестики, медальоны, шкаплеры и эстампы с латинскими и польскими надписями.

Чудесные явления Белыничской иконы Божией Матери оглашались через печать.

В костеле работал оркестр и типография.

В середине XIX века слава о Белыничской иконе имела наибольшее распространение. Сюда шли помолиться не только свои прихо¬жане, но и многие католики Минской, Могилевской, Витебской, Смоленской губерний, часто приходили и православные. Настоятель белыничского костела ксендз Люциан Годлевский писал, что «Белыничская икона Богоматери известна во всем Белорусском крае».

После первого раздела Речи Посполитой (1773 г.) Белыничи вошли в Российскую империю.

Восстание 1830 года послужило поводом к закрытию в 1832 году, только в Могилевской губернии, 23 католических монастырей, в том числе и в Белыничах.

В 1832 году монастырь кармелитов был официально упразднен, но в костеле, где по-прежнему находилась чудотворная икона, продолжались службы по католическому обряду. После национально-освободительного восстания 1863-1864 годов, началось новое наступление на католические костелы.

В 1876 году состоялась передача Белыничского костела с чудотворной иконой Русской Православной церкви.

В 1877 году в Белыничах был образован православный мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, главной святыней которого стала чудотворная икона Божией Матери, почитаемая православными, католиками и униатами.

В 1917 году упразднен монастырь, но на территории монастыря продолжает действовать Рождество-Богородицкая церковь.

30 декабря 1930 года Белыничский райком партии ликвидирует церковь, а чудотворный образ отсылает в Могилёв, где он находится вместе с Крестом Евфросинии Полоцкой.

В настоящее время известно несколько так называемых списов образа. Три из них хранятся в Могилёве – в музее, в Свято-Никольском монастыре и в костеле Святого Станислава. Судьба же оригинала неизвестна.

Вместе с Крестом Евфрасинии Полоцкой, золотом из раскопок Помпеев, Слуцким Евангелием и многими другими ценностями, икона пропала в 1941-м из комнаты – сейфа Могилёвского КПБ. Никто на самом деле не знает, в результате какого поворота истории пропала настоящая икона Белыничской Божией Матери. Однако, есть и другие версии.

Про одну из них напомнил Михаил Карпеченко: Последний настоятель кармелитского костела Люциан Годлевский чувствовал, что скоро придется отдать икону православным, как и произошло в конце концов. Он будто бы спрятал оригинал, а в костеле выставил ее копию. Поэтому возможно, что настоящая Белыничская Богоматерь все еще находится в наших краях.

Например, в подземных ходах, которые действительно существовали в монастыре. В Белыничах есть люди, которые в них заходили – правда, было это очень давно. Когда-то в одном из монастырских строений находилась школа, и компания любопытных учеников нашла ход под землю.

Мальчики (которые теперь уже пенсионеры) видели в подземном ходе гробы с останками монахов, но когда стало трудно дышать, они убежали. Есть еще несколько предположений о месте нынешнего нахождения чудотворного образа. По одной версии, икона храниться где-то в запасниках одного из российских музеев. По другой, пройдя через множество рук, оказалась в Ватикане.

У белыничан жива вера в то, что их родная Белыничская икона Божией Матери рано или поздно будет обретена. Заступничеством Богородицы объясняют они тот факт, что радиационное облако, накрыв придруцкие леса, обошло стороной райцентр.

В храме в честь иконы Белыничской Божией Матери есть два списа с чудотворной иконы. Один из них находится снаружи в алтарной части, он даже прострелен в нескольких местах, перед ним всегда горит неугасимая лампада. Второй, предположительно написанный архимандритом Мелхиседеком, находится внутри храма.

Священники рассказывают, что чудотворная сила иконы Белыничской Божией Матери необычайная: достаточно только подумать о ней и попросить помощи, чтобы снизошла благодать.

Второй, предположительно написанный архимандритом Мелхиседеком, находится внутри храма. Священники рассказывают, что чудотворная сила иконы Белыничской Божией Матери необычайная: достаточно только подумать о ней и попросить помощи, чтобы снизошла благодать.

Чудотворная икона Божией Матери «Белыничская», которая находится в местном православном храме, начиная с июля 2010 года, периодически мироточит. «Миро», которое имеет приятный аромат, вытекает из обеих рук Пресвятой Богородицы.

Напомним, что икона Белыничской Божией Матери написана на металле, около 70-ти лет советского времени ее хранила в доме белыничская верующая Акулина Орехова.

Когда же началось возрождение местного православного прихода, святой и чудотворный образ был передан в церковь. Мироточение рассматривается, как хороший знак. В данном случае можно говорить, что Небесная Заступница свидетельствует: Она с нами.

2020 © ГУК "Белыничская централизованная библиотечная сеть" | Design and development Nataliya Chernyshenko