• Главная
  • Персональный
    указатель
  • Именной
    указатель
  • Географический
    указатель
  • Библиографический
    указатель
  • Хронологический
    указатель
  • ФОТОГАЛЕРЕЯ
 

 

 

Тут стоял когда-то монастырь...

Раздел содержит информационные материалы по истории Белыничского кляштора кармелитов, (впоследствии Рождество-Богородицкого монастыря), с момента основания и по 1960-е годы XX ст., когда монастырь был снесен с лица земли. Так же описан современный храм в честь иконы Белыничской Божией Матери. Далее>>>

Светочи духовной жизни

В раздел вошли жизнеописания настоятелей Белыничского Рождество-Богородицкого монастыря и храма в честь иконы Белыничской Божией Матери. Далее>>>

Предивная заступница рода христианского

Раздел посвящен истории чудотворного образа Белыничской Божией Матери, с давно минувших времен и по сей день. Приводятся сохранившиеся легенды и предания, как православные, так и католические. Далее>>>

Чудесные случаи исцелений, происшедших от Белыничской иконы

Раздел приводит случаи исцелений и иных чудес, с давних времен и до наших дней, которые были засвидетельствованы и сохранились в письменных источниках. Далее>>>

ТУТ СТОЯЛ КОГДА-ТО МОНАСТЫРЬ...

XIII век

По свидетельству церковного историка Фёдора Жудро (иеромонаха Василия), в 1240 году, когда хан Батый захватил Киев, несколько монахов из Киево-Печерской лавры, взяв икону Богородицы древнего византийского письма, отправились вверх по реке Днепр. Следуя по Днепру, а затем по его притоку, реке Друть, они приплыли к высокой, покрытой лесом, горе. В первую же ночь от святой иконы стало исходить чудесное сияние — и среди ночи стало светло, как днем. Иноки пришли в благоговейный трепет и провели ночь в молитве. Когда это чудо повторилось несколько раз в ночное время, иноки укрепились надеждою на милосердие Божие: для них стало понятно, что это благоволение Пресвятой Богородицы к сему месту. Тут, перед самым спуском в долину реки, монахи и основали православный монастырь с церковью в честь святого пророка Илии (шло начало августа — праздник святого Ильи), и поместили икону Пресвятой Богородицы в Свято-Ильинском храме, где во время всенощного бдения от образа Царицы Небесной чудесным образом воссиял яркий свет.

Святой образ Божией Матери не переставал источать чудеса, что стало привлекать в монастырь многочисленных паломников. Некоторые христолюбивые люди селились возле монастыря, и с течением времени на том месте возникло небольшое селение. Это селение, расположенное почти за 50 км от Могилёва, которое появилось вокруг этой горы, стали называть — Билыничи или Белыничи. Впоследствии и святой образ стали тоже так называть — Белыничским. И еще долгие годы на этой горе стояла Ильинская церковь, а вокруг — кладбище, где хоронили монахов. Сегодня от той церкви не осталось и следа, а от старого кладбища — только старый каменный крест.

Люди рассказывают, что каждую весну, когда сходит снег, с горы бегут ручьи — и ручьи эти вымывают человеческие кости. Построили монахи церковь и монастырь, но чем после этого жили Белыничи — неизвестно, они словно исчезли из летописи. И появились вновь лишь в XVI столетии.

В 1577 году Белыничи находились в составе поместья Тетерин, принадлежавшего князю Стефану Збаражскому и его жене Настасье Мстиславской, которые в 1579 году на берегу реки Друть основали местечко и самый настоящий замок, который записан в летописях как Белый город. Или, как его еще называли, Белградок (Белгородок). Но о нем тоже мало что известно. Говорят, когда Настасья умерла, Стефану было уже под 70 лет, но он женился вновь — на молодой и очень красивой Дороте Фирлей. У них и ребенок родился — девочка, которую назвали Барбарой. Но после того, как родилась Барбара, Стефан через пару лет умер. После смерти Збараж-ского в 1585 году, местечко перешло его третьей жене Дороте Фирлей. Дорота выходит замуж второй раз, за одного из самых талантливых государственных деятелей того времени – канцлера Льва Сапегу. Но счастье их было не долгим, через пару лет Дорота умерла. Овдовев, Сапега остался с падчерицей Барбарой или, как ее звали, Басечкой. Он ее вырастил, дал хорошее образование, выдал замуж. Но словно проклятие лежало на этом роде: Барбара, вскоре после того, как вышла замуж, умерла. Белыничи отошли ко Льву Сапеге.

По версии католиков, основание Белыничского католического монастыря (кляшторя) связано с именем знаменитого в Литве-Беларуси и Польше человека — Льва Ивановича Сапеги, имевшего владения в Белыничах и окрестностях. Княжеский род Сапег почти до конца XVI века былправославным, их фамильные гробы хранились в православной церкви города Троки.

XVII век

Об основании Белыничского кляшторя Львом Ивановичем Сапегой в 1624 году свидетельствует известный художник Наполеон Орда. 1 марта 1624 года Лев Сапега в своем имении Белыничском, состоящем тогда в Оршанском повете, основал костел (деревянный) и монастырь ордена кармелитов. Для ксендзов на фундуш передал три деревни – Церковище, Техтин и Угольщину. Более того, этот факт подтверждает Фёдор Жудро (иеромонах Василий) в книге «Белыничский Рождество-Богородицкий монастырь». Он пишет: «1 марта 1624 года великий гетман Литовский князь Лев Иванович Сапега в вотчинном имении своем Белыничском основал деревянный костел и монастырь (кляштор) для ксендзов Кармелитского Ордена. Он назначил на фундуш (кормление) три деревни — Церковище, Техтин, Угольщину». Запись о фундуше Сапеги также имеется в актовых книгах королевской канцелярии, хранящихся в Варшаве. Сверх того князь Лев Сапега отписал Белыничским ксендзам-кармелитам четыре плаца в Белыничах с находящимися мещанскими дворами и огородами по записи 1625 года. Так же Фёдор Жудро пишет: «В сочинении Толстого «Римский католицизм в России» указан 1622 год (без всяких ссылок на документ), как год основания монастыря. Быть может, в этом году уже были в Белыничах кармелиты и костел начат постройкой, а в 1624 году монастырь признан формально и законно существующим». Приведенные факты показывают, что Белыничский монастырь был основан в 1622 году. Через два года в 1624 году монастырь был признан официально. К сожалению, время не оставило нам следов этих древних архитектурных памятников.

Изначально монастырь был небогатым и имел небольшой деревянный костел. Есть легенда, будто строивший костел владелец Белыничей Лев Иванович Сапега захотел сделать здание очень крепким. И для этого в раствор, которым скреплялись кирпичи, повелел влить миллион желтков. Такого количества яиц, понятно, в окрестностях найти было невозможно. Вот и пришлось отправлять гонцов за куриным продуктом в Литву, Россию, Украину. А еще рассказывают, будто кирпич для строительства доставлялся в Белыничи из Могилёва не совсем обычным способом: якобы верующие, выстроившись в ряд (длина его должна была составить как минимум 40 километров) от одного города до другого, передавали стройматериалы по цепочке. Сооружение получилось крепчайшим. История, слов нет, красивая. Но истине здесь соответствует лишь крепость стен костела. Когда его уже в советские времена сносили, то на мелкие части разбить так и не могли. Куски монолита были положены в основу улиц. В основном изложенное — сказка. На самом деле канцлер Сапега имел отношение к строительству деревянного костела, возведенного в 1624 году. А каменный появился в Белыничах почти на полтора века позже.

С 1624 по 1653 год при монастыре работала типография, печаталась в основном литература религиозного содержания, буквари на польском языке. А позднее — граверный цех. Наибольшую известность Белыничскому монастырю принесла старинная икона из Белыничской Ильинской церкви, которую считали чудотворной. После этого Белыничи стали постоянно упоминаться в документах.

Сложно сказать точно, как и при каких обстоятельствах появилась в монастыре эта святыня. Известно, что с 1635 года в течение целого столетия она приносила все большую славу монастырю. Именно эта икона притягивала в поселок над Друтью тысячи богомольцев – как католиков, так и православных, и содействовала его обогащению.

По православной версии, когда был построен костел для кармелитов, последние всеми силами старались завладеть чудотворной иконой Богоматери. Благоприятный случай им скоро представился. В 1635 году во время сильного пожара загорелась Свято-Ильинская церковь, была вынесена из церкви и чудотворная икона. В это время она и была похищена и поставлена в монастырском костеле.

Католики утверждают, что эта икона появилась в их монастыре чудесным образом и здесь всегда находилась. О чудесном происхождении Белыничской иконы Божией Матери католики рассказывают так. В основанном Сапегою монастыре не было еще чтимого образа, монахи прилагали большие старания к тому, чтобы найти хорошего живописца, но так, как в этих местах такого человека найти было трудно, то кармелиты неоднократно возносили к Господу Богу мольбу о помощи им в приобретении образа, и молитва их была услышана.

В пользу православного происхождения образа свидетельствует тот факт, что икона имела греческую надпись и написана была в православных традициях.

Католики же указывали на то, что она отличалась светлым колоритом, в то время как византийская живопись имеет, как правило, темный колорит.

Ясно одно: икона Богоматери появилась в католическом монастыре между 1624 и 1635 годами.

В средневековье местечко переходило из рук в руки, побывало оно во владении таких знатных магнатов, как Сапеги, Радзивиллы, Ходкевичи и Огинские. Последние выстроили здесь усадьбу и заложили в начале XVIII века липовый парк, но не этим значимы они для белыничан.

В первой половине XVIII века старое здание монастыря, особенно деревянный костел, уже не соответствовали его славе и богатству.

Поэтому, на высоком левом берегу реки Друть Огинскими был возведен каменный костел в стиле барокко и в том числе лестница, которая соединила костел с другими помещениями.

Освященный в 1761 году новый храм, величественный по внешнему виду, вместительный и красочный внутри, стоял на красивом выгодном месте и был далеко виден со всех дорог, что вели в Белыничи.

Со второй половины XVIII века монастырь стал одним из центров религиозной жизни Беларуси. Благодаря большим и многочисленным пожертвованиям, белыничские кармелиты имели возможность украсить свой монастырь драгоценными монументальными алтарями, росписями. Костел имел разные позолоченные алтари, алтарные картины и другие произведения искусства. Фрески лестничной клетки монастыря были сделаны сразу же после окончания строительства нового каменного костела. А в 1761 году уже весь монастырь был ими расписан. Такая техника живописи дает возможность на долгое время сохранить роспись, однако, она требовала от художника большого мастерства и точности в работе. Приходно-расходная ведомость монастыря за 1761 год свидетельствует о том, что именно тогда был проведен расчет с художником Иосифом за роспись костела и ряд помещений. О большом значении фресок в общем убранстве монастыря говорит большая сумма денег, что получил исполнитель. Так, например, за роспись отдельных помещений — от 1400 до 1680 злотых. Суммы, выплаченные художнику Иосифу, превышают все платежи за строительные работы!

У Иосифа было два помощника: Шульц и Прозар. Поскольку, в документах, которые сохранились после 1781 года, упоминаний о художниках-живописцах нет, можно предполагать, что монументальную роспись там больше не делали и что именно Иосиф является единственным автором композиции. Это подтверждалось и характером росписи стен лестничной клетки монастыря, которая отличалась единством живописных приемов и композиционной задумки. Несмотря на то, что фрески лестничной клетки были только частью монастырской росписи, они по своей композиционной сложности представляли единое законченное произведение, которое привлекало самобытностью образного строения, что давало общее представление о росписях всего монастыря в целом.

XIX век

После второго раздела Речи Посполитой Белыничи вошли в состав Российской империи. И из Могилёвской губернии в Петербург пошли письма, мол, «пропаганда Белыничского костела противодействует православию стать на твердой основе, а русской народности — господствовать в этом крае».

По Высочайшему повелению в 1832 году в Могилёвской губернии предложено было закрыть 23 католических монастыря, в том числе Белыничский. На основании этого следовало: 1) упразднить те монастыри, которые находились посреди селений греко-российских и греко-униатских, и которых монахи, в приходах иного им вероисповедания не могут быть им нужны ни для каких духовных нужд. 2) церкви упраздненных монастырей к которым причислены приходы, обратить по усмотрению местного гражданского начальства с разрешения Министра внутренних дел, в простые приходские или филиалы, но однако не иначе, как если этого потребует значительное число прихожан и отдаленность их от других приходских церквей, в противном случае, обратить монастырские церкви вместе с монастырскими зданиями на общеполезные здания. По этому Высочайшему повелению Белыничский монастырь был упразднен, католические духовные власти сделали все возможное для того, чтобы отстоять костел. Чтобы увеличить число прихожан к костелу и удалить его расстоянием от других приходских костелов, католическая консистория решила пожертвовать Галовчинским и Княжецким костелами, т. е. предложили приписать приходы этих упраздненных монастырей к Белыничам, и в этом смысле ходатайствовать перед Могилёвским губернатором. Последний просил генерал-губернатора об оставлении Белыничского костела приходским. В числе мотивов такого представления было выставлено и то, что в костеле отправляется 1191 обедня в год за вкладчиков в монастырь. В 1835 году вопрос решился в пользу католиков, т. е. Белыничский костел остался приходским.

Хоть число прихожан Белыничского костела в 1835 году увеличено было через присоединение к ним Головчинского доминиканского монастыря, однако этого, по мнению местных ксендзов, было недостаточно. Поэтому они проводили миссионерскую работу не только среди униатов, но и среди православных.

Преосвященный Исидор, тогда епископ Могилёвский, недавно умерший митрополит Петербургский сообщил Синоду, а равно и губернскому гражданскому начальству о совращениях в Белыничском костеле и о вредном влиянии монастыря на православных. В своем послании Исидор писал, что самый вредный для воссоединения паствжы Могилёвской епархии — это кармелитский Белыничский монастырь, который хоть и упразднен в 1842 году, но на деле имеет трех монахов кармелитов, удерживаются прежние привилегии, данные панами кармелитскому ордену, и по существу остается в том же положении, в котором был и до 1832 года, с той только разницей, что уменьшилось число постоянных монахов. В приложении к этому в особой записке Исидор подробно изложил положение дел в монастыре, состояние костела и воссоединенных церквей, состав Белыничских приходов, как католического, так и воссоединенных, влияние костела на православных и мер к притеснению злоупотреблений.

С 1842 по 1865 года дело о передаче костела православному ведомству не возобновлялось. Не потому, что обстоятельства не требовали, а потому что католическое духовенство зависело от них, и временами устраняло нужды православных. Так оно благословило одного из польских панов устроить в Белыничах, напротив своего костела взамен обветшавшей, новую деревянную православную церковь. Эта церковь простояла 11 лет. Сгорела в пожаре 1859 года. Церковь с костелом распо¬лагались на возвышенном месте перед самым спуском в долину реки Друть. Напротив фасада монастыря, за торговой площадью, раски¬нулся господский двор со старинной липовой рощей. Имение это принадлежало сначала Сапегам, а затем Огинским. Монастырь с главных сторон был обнесен каменной оградой с чугунными решет¬ками. Во дворе его стоял большой двухэтажный дом, имеющий вид правильного треугольника, одним углом своим соединяющийся непосредственно с костелом с левой его стороны.

В 1859 году власти назначают настоятелем костела в Белыничах Люциана Годлевского. Живя в городке, талантливый проповедник, могилевский католик, ксендз Люциан Годлевский собирал вокруг себя жителей окрестных поселений. Нередко в гости к нему наведывались и известные люди из Минска, Могилева, Витебска. При храме определенное время действовала философская студия. Люциан Годлевский открывает в Белыничах костельную музыкальную школу, где белыничских деток знакомили с нотной грамотой, обучали игре на органе. Большую роль сыграл ксендз Годлевский и летом 1859 года, когда в Белыничах случился большой пожар, от которого значительно пострадал и костел. На призыв настоятеля помочь храму откликнулись известные мастера из самых разных уголков Беларуси, им же был организован и сбор денежных пожертвований. После пожара в 1859 году костел был реставрирован. Переднюю сторону храма над главным двухъярусным фасадом украшали ко¬лонны и пилястры, высились две стройные четырехугольные башни, накрытые восьмигранными куполами. Эти башни служили колокольнями.

Посередине фасада, перед входными воротами, был устроен высокий каменный тамбур, плоская кровля которого представляла собой балкон, обнесенный решеткой; огромное окно, освещавшее хоры, выходило на этот балкон. Помещенный между башнями не¬большой, почти треугольный фронтон венчала фигура Христа Спасителя в терновом венце. Христос держал в руках крест. Снаружи весь храм представлял собой величественное и красивое здание.

Внутри храм разделялся на три нефа, причем средний неф был значительно шире и выше боковых и отделялся от них столбами (по два с каждой стороны), которые поддерживали основания арок. Оканчивался средний неф алтарным полукружием, или апсидой. Напротив алтаря, над входом в храм, находились хоры, которые опирались на ряд колонн. Стены костела были разрисованы альсекко сюжетными композициями, 9 алтарей украшены резьбой и лепниной (мастера маляры Шульц и Слудинский, штукатур Себастьян, органный мастер А. Мацевич, золотарь Слижик, литейщик Пигоревич). Стены и столбы костела поддерживали арки, украшенные ико¬нами различных размеров, написанными как на холсте, так и прямо на штукатурке (фрески). Особенно хорошо были написаны четыре огромных изображения Святых Евангелистов, помещенные на столбах средней части храма. Но главное внимание богомольцев привлекала алтарная часть храма, центром которой служила чудотворная икона Белыничской Божией Матери. Белый, деревянный, с золоченой резьбой киот для святой иконы помещался в полукруглой нише, устроенной в алтарной стенке; по обеим сторонам ниши стояли по две двойных колонны, поддерживавшие широкий затейливый карниз. Вверху ниша была украшена изваянным изображением Святой Троицы, а карнизы — двумя такими же фигурками ангелов и вычурными завитками. Колонны и карнизы были облицованы фальшивым мрамором. На ней изображена Пресвятая Богоматерь, поддерживающая левой рукой Вечного Младенца, а правой держащая скипетр. Спаситель правой рукой благословляет, в левой руке у него держава.

Дружеские отношения Годлевского с известными деятелями Польско-освободительного движения, его прошлое, его волелюбивый характер чрезвычайно содействовали тому, что настоятель костела в Белыничах попадает под зоркое око царских властей. О Годлевском упоминает в своих донесениях местное начальство. Могилевский губернатор А. Беклямишев после подавления восстания 1863 года упоминает фамилию Л. Годлевского, которая упоминается в письме владельца поместья Высокое С. Венцлаловича к белыничской дворянке Э.Гершард. И этого оказалось достаточным, чтобы обоих подвергнуть аресту.

Умер Люциан Годлевский в 1876 году.

Еще ранее в Белыничах, на фесте 20-22 сентября 1861 года, на вторую Пречистую, состоялось демонстративное пение гимна за возрождение Речи Посполитой. Оно продолжалось 40 часов без перерыва. Демонстративное пение организовали горецкие студенты из земледельческого института во главе с Ульяновским. В этом гимне были и такие строки:

Белыничская Пресвятая Дева, Ядына мати пропащего роду. Литвы и Руси можна королева, Упраси сына, каб дав нам свободу.

После национально-освободительного восстания 1863-1864 годов в Польше, Литве и Беларуси началось новое наступление на католические костелы. В 1866 году по правительственной инициативе начато закрытие «излишних» католических костелов в крае, шла переписка в этом смысле и о Белыничском костеле.

С 1867 года и сами православные стали ходатайствовать об обращении костела в православную церковь и о передаче им святыни. Ходатайство это исходило от Совета братства Могилёвских Александро-Невской при богоугодных заведениях и Николаевской церквей и направлено было к епархиальному и гражданскому Могилёвскому начальству. Главными аргументами православного духовенства были: население Могилёвского уезда в своей массе православное, вначале икона находилась в православном монастыре. Из формулярных ведомостей за 1872 год видно, что при двух православных церквях в местечке Белыничи числится прихожан 2221 душ мужского пола и 2335 душ женского пола, а именно, при Белыничской Рождество-Богородицкой 1305 душ мужского пола, 1007 женского.

На основании этого на имя царя в апреле 1876 года за подписью директора департамента духовных дел графа Э. Сиверса и министра внутренних дел А. Тимошкова поступил рапорт с предложением передать белыничский костел в православное ведомство. Вскоре император Александр II отдал распоряжение могилёвскому губернатору остановить в белыничском костеле богослужения по католическому обряду, передать костел в православное ведомство, а прихожан распределить по ближайшим приходам.

Передача эта свершилась в апреле 1876 года. Могилёвский губернатор по соглашению с архиепископом Евсевием приказал местному исправнику и особому чиновнику накануне Фомина воскресенья, 11 апреля, отправиться в Белыничи секретно и ночью принять костел, а ксендзам разрешить забрать с собой церковную утварь и ризницу и препроводить в назначенные им костелы.

В ночь с 11 на 12 апреля 1876 года могилевский исправник с нарядом полиции появился в доме ксендза Стржеговского и потребовал, чтобы тот открыл костел. Ксендзу разрешили отслужить последнюю тихую обедню, после этого оба настоятеля костела были доставлены в Могилев для определения губернатором их дальнейшей службы. Значительную часть имущества костела, в том числе четыре колокола массой 62, 40, 20 и 9 пудов, а также архив, два органа, 16 икон, метрические книги перевезли в Могилёв.

Главная святыня костела чудотворная икона Белыничской Божией Матери была оставлена в храме, как и золотая корона иконы, не смотря на все протесты католиков. Споры вызвал вопрос нахождения золотой короны иконы, которая имела изображения папского герба, гербов князей Огинских и Радзивиллов.

Когда все было исполнено, для принятия костела в православное ведомство в Белыничи прибыли назначенные для этого кафедральный протоиерей Петр Ганкевич, священник княжицкой церкви благочинный отец Константин Савинич, белыничский благочинный отец Стефан Богдановский и два диакона. В 7 часов утра 12 апреля 1876 года священнослужители вступили в храм и возложив на себя епитрахили, с кадилами пошли прямо к Святой чудотворной иконе, совершив перед ней поклонение, начали петь, облачившись в фелони, а перед главным алтарем отслужили молебен с акафистом. Затем они совершили малое водоосвящение и окропили водой стены храма. В 10 часов утра при значительном стечении народа совершена литургия на временно оборудованном престоле. Этот престол специально привезли и по православным обрядам освятили. 12 апреля были переданы в православное духовное ведомство и все костельные здания.

Донося архиепископу Евсевию о приеме костела в православное ведомство, протоиерей Ганкевич сообщил, что 12 и 13 апреля католики, приходящие в храм, особенно женщины, выражали свою скорбь и негодование. Но зато православные искренне радовались, даже плакали от радости, взирая на чудотворную икону.

Надо отметить, что закрытие белыничского костела не вызвало открытого выступления прихожан против местных властей, православного духавенства. Католики решили вернуть храм другим путем. Они стали писать прошения в разные инстанции. Первое прошение на имя могилёвского архиепископа, митрополита католических храмов России А. Фиалковского датировано 28 мая 1876 года. Письмо подписали около 60 человек, среди них мещане, крестьяне, дворяне. В середине июня 1876 года на его имя пришло второе письмо-прошение, в котором прихожане жаловались, что ближайший костел находится в 45-50 километрах и дети остаются некрещеными, а умершие без исповеди и отпевания.

А. Фиалковский переслал оба письма царю Александру II. Вскоре, 20 июня 1876 года, на имя А. Фиалковского пришел ответ за подписью заместителя министра внутренних дел А.Лобанова-Ростовского и управляющего департаментом духовных дел иностранных вероисповеданий Э. Сиверса, в котором прошения прихожан признаны «носящими на себе характер неблагонамеренных внушений и подстрекательств». А. Фиалковскому было предложено «внушить это подателям означенных прошений, объявив им, что за таковые неуместные прошения сочинители и податели, а в особенности подстрекатели будут впредь подвергаться строгому взысканию».

Однако прихожане-католики написали три новых прошения: царю, его сыну – наследнику престола и шефу корпуса жандармов с просьбой уберечь их от преследований местных властей за подачу жалоб и прошений.

Для передачи посланий в дорогу собрали дворянина по происхождению Петра Жарина. В Петербурге он передал прошения царевичу и шефу жандармов, а 6 августа 1876 года в Ижорах царю, где тот находился на отдыхе. Какова была реакция царя, неизвестно.

12 августа 1876 года на стол статс-секретаря А. Лобанова–Ростовского с пометкой «конфиденциально» легло письмо от А. Фиалковского с 68 подписями прихожан-католиков. 11 сентября 1876 года очередное прошение митрополиту А. Фиалковскому подписали уже 138 прихожан. Тем временем весть о закрытии костела в Белыничах дошла до Папы Римского. Через кардинала Антонелли он прислал письмо могилёвскому архиепископу, в котором говорилось о необходимости отстоять храм. В том, что белыничский костел закрыт, по мнению папы, в значительной степени было виновато высшее католическое духовенство и в первую очередь А. Фиалковский. Получив такой упрек, 80-летний глава католической церкви Российской империи 20 сентября 1876 года написал прошение непосредственно царю с просьбой вернуть белыничский храм католикам. Однако никакие просьбы не дали результатов.

Православное духовное начальство, приняв в свое ведение белыничский костел с чудотворной иконой и всеми принадлежавшими костёлу зданиями, нашло самым удобным основать здесь православный монастырь и в этом направлении стало ходатайствовать перед высшим начальством.

В марте месяце 1877 года Мстиславский Николаевский мужской второклассный монастырь был закрыт, а вместо него учрежден по Высочайшему повелению второклассный Белыничский монастырь. К нему приписали и Тупичевский монастырь. Первые монахи в Белыничский монастырь поступили из Мстиславского Николаевского – настоятель архимандрит Полиевкт, иеромонахи Антоний и Мелетий, иеродиакон Тихон.

Из Мстиславского Николаевского монастыря была привезена в Белыничи древняя икона святителя и чудотворца Николая. А также древний серебряный крест с частицами святых мощей Киево-Печерских угодников Божиих, чьи имена были написаны на кресте: это имена преподобных Агапита врача, Агафона, Анастасии, Варлаама игумена, Василия, Дионисия, Евстратия преподобного мученика, Ефрема епископа Переяславского, Исаакия затворника, Иосифа, Лонгина вратаря, Матфея, Меркурия, Моисея, Нестора — автора «Повести временных лет», Никиты, Никона, Николы Святоши, князя Черниговского. Здесь же находилась, написанная в древнем Афонском монастыре, икона святого великомученика и целителя Пантелеймона, в которую были вложены его мощи.

Белыничский костел Успения Пресвятой Девы Марии был преобразован в Рождество-Богородицкую православную монастырскую церковь. При первом настоятеле Белыничского монастыря, архимандрите Полиевкте, с мая по декабрь 1877 года в Белыничах производилась перестройка костела в церковь, как внутри, так и снаружи. Во время ремонта все богослужения проводились во временной церкви, устроенной в коридоре нижнего этажа возле ризницы. Переделку церкви закончили к 6 декабря 1877 года, и в этот день ее освятил Евсевий, архиепископ могилевский.

Каменный костел, вмещавший около 1500 человек, представлял собой двухбашенную трехнефную базилику с трансептом и полукруглой в плане апсидой пресвитерия. Алтарь костела был ориентирован на юг. Помещенный между башнями небольшой треугольный фронтон венчала скульптура Христа в терновом венце. В монастырской церкви в боковых нефах устроили по одному приделу в честь святого пророка Илии и в честь святителя и чудотворца Николая, а главный же престол был устроен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Монастырь был обнесен каменной оградой, имелись каменные корпуса: настоятельский и братский. Вдоль южной границы обители находились деревянные хозяйственные корпуса. На поклон чудотворной иконе стекались богомольцы не только из прилежащих деревень, но и из Могилёва, Игумена (Червеня), Орши, Ельни и даже из Киева.

При втором настоятеле монастыря, архимандрите Данииле, кроме установки двух чугунных лестниц, которые привезли из Москвы, была построена кирпичная часовня с иконостасом. Вместо деревянных установлены новые железные ворота храма, проведены работы по ограждению монастыря.

При третьем настоятеле монастыря, архимандрите Сергии, в 1893 году были бронзированы 4 изваяния апостолов, а в 1894 году ввиду огромного наплыва паломников в монастырском саду построили деревянную гостиницу на каменном фундаменте с восемью комнатами; внизу располагалась кухня. В 1897 году реставрировали монастырский храм: все своды и арки до главного карниза расписали орнаментами, розетками и завитками. Стены были загрунтованы и на них написана 21 священная картина, возобновили позолоту на киотах и иконостасах, на Царских вратах. В 1898 году было посеребрено большое паникадило на 30-ть свечей и три больших подсвечника. В 1900 году произведен капитальный наружный ремонт церкви, крыши окрашены медянкой.

Вступив в управление Белыничским монастырем, архимандрит Алипий открыл в трапезной церковь преподобного Алипия – иконописца Печерского. Сам архимандрит Алипий написал для иконостаса этой церкви копию иконы Белыничской Богоматери, заказал к ней металлическую ризу с украшениями. В главной Рождество-Богородицкой церкви Алипий написал на стенах фрески с изображениями святого великомученика Георгия Победоносца, святителей Митрофана, Тихона, Арсения и других святых. Купол на колокольне, сгоревший во время пожара, был возобновлен – покрыт новым листовым железом, а крест на куполе вызолочен.

ХХ век

Слава об иконе Белыничской Богоматери была настолько большой, что в 1904 году в Москве сделали ее копию, которую каждый год крестным ходом торжественно приносили в Могилёв, где она находилась на протяжении месяца.

Копия лежала в монастырской церкви на аналое, и богомольцы могли свободно к ней приложиться, так как сама икона Белыничской Богоматери располагалась довольно высоко от пола и дотянуться до неё с земли было не возможно.

В небольшом пространстве, образованном площадкой и двумя лестницами, ведущими к иконе, находился алтарь.

Он был приподнят над церковным помостом на пять ступеней и отделен от остальной части храма невысоким иконостасом, состоявшим всего из двух, так называемых, местных икон в позолоченных киотах, золоченых резных Царских врат и двух боковых дверей.

Много сделали для монастыря архимандриты Мелхиседек, Арсений, Николай. Архимандрит Мелхиседек (Паевский) в 1907 году открыл при Белыничском монастыре отделение епархиального миссионерского совета, четвертый настоятель архимандрит Арсений (Смоленец; 1907-1910) организовывал в монастыре чтения и собеседования, благодаря чему в 1910 году к Православию присоединилось несколько человек. Последний известный настоятель архимандрит Николай (Судзиловский) основал близ монастыря скит. Для многочисленных паломников были построены 2 гостиницы.

Ежегодно Белыничи посещало до 10 тысяч паломников. Еще дважды до 1917 года монастырская гостиница ремонтировалась и расширялась.

После Октябрьской революции на церковь сразу же начались гонения. В 1920-х годах большевики активно проводили политику по изъятию церковных ценностей. Не обходилось и без мародерства. 29 декабря 1930 года Белыничский райком КП(б)Б принимает решение о закрытии с января 1931 года Белыничского православного монастыря и об использовании монастырских помещений под семилетнюю школу, интернат и Народный дом.

Белыничская Рождество-Богородицкая церковь продолжала действовать, однако ее не обминул процесс изъятия церковных ценностей. Забирали изделия из золота и серебра, в том числе подвески к иконе Белыничской Богоматери и короны к ней. Причем уже в ноябре 1931 года из Могилёвского государственного музея, где хранились и ценности из Белыничского Рождество-Богородицкого монастыря, часть ценностей по акту, который подписал научный сотрудник музея Титович, была вывезена в Ленинград и там передана предприятию «Антиквариат». В 1930-е годы большевики закрыли и православную церковь, а икона Белыничской Божией Матери вместе с другими ценностями была вывезена в Могилевский государственный музей.

Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году, следы иконы Белыничской Божией Матери теряются.

В 1941-1945 годах в здании церкви был кинотеатр.

10 сентября 1943 года, во время проведения операции по разгрому немецко-полицейского гарнизона в Белыничах партизанами Белыничской военно-оперативной группы, немцы и полицаи успели отойти от казарм и укрыться за стенами Белыничской Рождество-Богородицкой церкви, причем стены были такими прочными, что их не пробили партизанские «сорокопятки». После завершения Великой Отечественной войны в одном из помещений монастыря работала Белыничская средняя школа, а в помещении церкви находился районный архив, а также склады райпотребсоюза. В 1953 году в здании церкви произошел страшный пожар, сгорел районный архив и склад, выгорели деревянные перекрытия, но храм уцелел.

По одной из версий, некоторые руководители райпотребсоюза пытались скрыть недостачу товаров, по другой версии, кто-то был заинтересован в уничтожении документов районного архива.

В 1960-е годы районные власти принимают решение уничтожить храм. Из Ленинграда прибыла группа подрывников. Жители ближайших к храму домов были предупреждены, чтобы не ложились спать, а вышли на улицу. Людей увели на необходимое расстояние. Затем раздался взрыв. Сразу стены здания осели, а потом ввалились внутрь бывшего храма.

Взорванные стены храма лежали большими монолитами. Отдельных кирпичей не было, в то время строили на века. Через несколько лет взорвали и здание бывшего монастыря.

Одним махом было уничтожено здание православной церкви, которая находилась в поселковом сквере. Это здание также использовалось под склад.

В районной газете «Зара камунізму» № 150 за 16 декабря 1976 года была помещена статья В. Рыбакова «Сведка даўніх часоў», в которой говорилось, что «зараз намячаецца рэстаўрацыя манастыра». Вместо этого в 1979 году развалины церкви добивали краном, который имел мощный трос со стальным шаром на конце. Полученный щебень из красного кирпича закатали под асфальт в поселковом сквере и на ближайших улицах.

С лица земли исчез величественный памятник архитектуры, культуры и истории. Осталась только наша память.

24 октября 1990 года Православной церкви было передано под храм здание бывшей турбазы в городском поселке Белыничи. В свое время эта турбаза была построена из строительного материала разобранной церкви поселка Круглое. Для организации церковной жизни в приходе и оборудования здания под храм в поселке Белыничи был назначен иерей Валерий (Усиков). Под его руководством храм подготавливался к освящению. За несколько дней до освящения кощунники побили в церкви окна, взломали двери, разрушили престол, кресты и пытались поджечь храм. Тем не менее, 25 апреля 1991 года, в день праздника Белыничской иконы Божией Матери, Высокопреосвященный Архиепископ Могилёвский и Мстиславский Максим в сослужении клириков епархии совершил освящение престола и храма в честь чудодейственной иконы Божьей матери Белыничской и совершил в нем первую Божественную Литургию.

Ко дню освящения храма была обретена копия чудотворной иконы, которая 70 лет сохранялась верующими как духовное сокровище.

ХХI век

В 2002 году в центре Белынич началось строительство нового храма. Строительство было закончено в январе 2005 года. Решена в стилизованных формах новгород-суздальского зодчества 17 ст. по канонической 4-частичной композиции: шатровая 2-ярусная колокольня (восьмерик на четверике) над притвором, трапезная, кубоподобный объём молитвенной залы, 5-гранная апсида. Живописно-пёстрый силуэт белокаменного храма формирует сложное сочетание крыш и множества куполов — 5-куполье над молитвенным залом, маковки над колокольней, апсидой, изломами карнизов боковых фасадов, 2-боковым покрытием крыльца. На белоснежных фасадах прорезаны врубные арочные окна.

15 января того же года Преосвященный Епископ Могилёвский и Мстиславский Софроний освятил храм. Настоятелем храма до 2010 года являлся протоиерей Валерий (Усиков).

С 2010 года и по сей день настоятелем храма в честь иконы Белыничской Божией Матери является протоиерей Сергий (Маслов).

2020 © ГУК "Белыничская централизованная библиотечная сеть" | Design and development Nataliya Chernyshenko